Примеры из книги "Композиция. Теория и практика изобразительного искусства"
Big-Pig копилочка интересной и полезной информации

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Примеры из книги "Композиция. Теория и практика изобразительного искусства"


Рудольф Васильевич Паранюшкин

Композиция. Теория и практика изобразительного искусства


Примеры текста и иллюстраций из книги


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ФОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

1. ФОРМАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОМПОЗИЦИИ
1.1. ЦЕЛОСТНОСТЬ
1.2. ПОДЧИНЕННОСТЬ ВТОРОСТЕПЕННОГО ГЛАВНОМУ
1.3. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ (СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ)

2. ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ
2.1. ЗАМКНУТАЯ КОМПОЗИЦИЯ
2.2. ОТКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ
2.3. СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
2.4. АСИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
2.5. СТАТИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
2.6. ДИНАМИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

3. ФОРМЫ КОМПОЗИЦИИ
3.1. ТОЧЕЧНАЯ (ЦЕНТРИЧЕСКАЯ) КОМПОЗИЦИЯ
3.2. ЛИНЕЙНО-ЛЕНТОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
3.3. ПЛОСКОСТНАЯ (ФРОНТАЛЬНАЯ) КОМПОЗИЦИЯ
3.4. ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
3.5. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ
3.6. КОМБИНАЦИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ФОРМ

4. ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
4.1. ГРУППИРОВКА
4.2. НАЛОЖЕНИЕ И ВРЕЗКА
4.3. ЧЛЕНЕНИЕ
4.4. ФОРМАТ
4.5. МАСШТАБ И ПРОПОРЦИЯ
4.6. РИТМ И МЕТР
4.7. КОНТРАСТ И НЮАНС
4.8. ЦВЕТ
4.9. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ
4.10. СИММЕТРИЯ
4.11. ФАКТУРА И ТЕКСТУРА
4.12. СТИЛИЗАЦИЯ

5. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

6. СТИЛЬ И СТИЛЕВОЕ ЕДИНСТВО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АССОЦИАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

1. ЧТО ТАКОЕ АССОЦИАЦИЯ

2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

3. АДЕКВАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

1. О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ

2. КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ
2.1. АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ НАТЮРМОРТА
   2.1.1. В. Хеда. Завтрак с ежевичным пирогом
   2.1.2. П. Сезанн. Персики и груши
   2.1.3. И. Машков. Снедь московская
2.2. КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖА
   2.2.1. Питер Брейгель Старший. Падение Икара
   2.2.2. Франческо Гварди. Исола ди Сан-Джоржо в Венеции
   2.2.3. Г. Нисский. Подмосковье. Февраль
2.3. КОМПОЗИЦИЯ ПОРТРЕТА
   2.3.1. Тинторетто. Мужской портрет
   2.3.2. Рафаэль. Портрет юноши (Пьетро Бембо)
   2.3.3. К. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина
2.4. КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ
   2.4.1. Рафаэль. Сикстинская мадонна
   2.4.2. А.Е. Архипов. По реке Оке
   2.4.3. Н. Ерышев. Смена

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. КОМПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

1. ОБОБЩЕНИЕ И ТИПИЗАЦИЯ

2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ

3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗА

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ




1.1. ЦЕЛОСТНОСТЬ

Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак композиции. Целостность нельзя понимать как непременно некий спаянный монолит; это ощущение сложнее, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки тяготение элементов друг к другу, их взаимопроникновение зрительно выделяют изображение или предмет из окружающего пространства. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна.

Целостность — внутреннее единство композиции.

Паранюшкин Р.В. "Композиция": Отсутствие целостности

Отсутствие целостности


Паранюшкин Р.В. "Композиция": Целостность по отношению к раме

Целостность по отношению к раме


Паранюшкин Р.В. "Композиция": Целостность общего пятна

Целостность общего пятна



1.2. ПОДЧИНЕННОСТЬ ВТОРОСТЕПЕННОГО ГЛАВНОМУ (НАЛИЧИЕ ДОМИНАНТЫ)

В театре принято говорить, что короля играет не король, а его свита. В композиции тоже есть свои «короли» и окружающая их «свита», как солирующие инструменты и оркестр. Главный элемент композиции обычно сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие, второстепенные элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции. Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины — это неважно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой.

Фокус композиции определяет всю картину.

Паранюшкин Р.В. "Композиция": Наличие доминанты

Наличие доминанты



4.7. КОНТРАСТ И НЮАНС

Вообще говоря, контраст — близкий родственник ритма. Соседство резко отличающихся друг от друга элементов (по площади, цвету, светотени, форме и т. д.) аналогично ритмическому чередованию, только синкопированному, сбитому с прямого счета. Контрастность придает композиции выразительную мощь, с помощью контраста легко выделить главные элементы, контраст расширяет динамический диапазон композиции. Однако в слишком резких контрастах таится опасность нарушения целостности композиции, поэтому альтернативным средством выступает нюанс — успокоенный, снивелированный контраст.

Нюанс, создавая целостность, в какой-то момент может не оставить ничего от контраста, превратить композицию в вялую монотонность. Во всем нужно чувство меры. Напомним, что в Древней Греции это считалось показателем умственного развития человека.

Паранюшкин Р.В. "Композиция": Контраст

Контраст


Паранюшкин Р.В. "Композиция": Нюанс

Нюанс



4.8. ЦВЕТ

Три стандартных качества цвета — тон (собственно цвет), насыщенность и светлота — тесно связаны с непервичной, но для композиции очень важной характеристикой — яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.

Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Эта ситуация весьма сходна с такими средствами композиции, как контраст или нюанс. Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета: насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким образом, только с помощью цвета можно передавать пространство. Цвет как средство композиции присутствует буквально в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм. Вездесущность цвета дает ему право считаться универсальным и необходимым (то есть цвет нельзя обойти) средством композиции.

Паранюшкин Р.В. "Композиция": Выделение цветом

Выделение цветом


Паранюшкин Р.В. "Композиция": Объединение цветом

Объединение цветом



2.3. КОМПОЗИЦИЯ ПОРТРЕТА

Художники по-разному трактуют портрет как произведение. Одни уделяют внимание только человеку, не вводя никаких деталей окружающей обстановки, пишут на нейтральном фоне, другие вводят в портрет антураж, трактуя его как картину. Композиция при второй трактовке, как правило, сложнее, в ней используются многие формальные средства и приемы, о которых говорилось ранее, но и в простом изображении на нейтральном фоне композиционные задачи имеют решающее значение.

Паранюшкин Р.В. "Композиция": Ангишола Софонисба. Автопортрет

Ангишола Софонисба. Автопортрет



5. ЖИЗНЕННОСТЬ

Этим качеством некоторые авторы работ по композиции называют, в сущности, актуальность, действенность произведения на протяжении долгого времени, в течение многих поколений. Есть истины в науке, есть истины и в искусстве: их мы называем шедеврами. Рафаэль и Ван-Гог, Рембрандт и Веласкес смогли создать произведения, волнующие людей во все времена, их мастерство и чуткая интуиция смогли воплотить в произведениях наши представления о прекрасном, о гармонии и соразмерности, о жизни, о любви.

Глубина мысли и чувства не очень связана с многословием, с пышностью и богатством средств. Человека волнуют простые, но вечные истины, и если гений художника сумел выразить чаяния людей, не исчезающие из века в век, показал это в совершенной, прекрасной форме — жизненность художественного образа обеспечена.

Путь к долголетию произведения один: надо любить жизнь.

Паранюшкин Р.В. "Композиция": Винсент Ван-Гог. Подсолнечники

Винсент Ван-Гог. Подсолнечники



Перейти на страницу скачивания книги: Паранюшкин Р.В. - Композиция. Теория и практика изобразительного искусства


Форма входа

Облако тегов

сказки кулинария Рыбалка бисер родители малышам аудиокниги аудиосказки html Веб дизайн Web дизайн сайтостроение css беременность и роды Вязание Детям скачать воспитание детей проза журналы техника аудиокнига AVI мультфильмы приключения

Книги

Абрамова Л.П.Бyшки-бapaшки. Пaльчикoвыe игpы (1-3 года)
Скачать

Популярное

• Флеш-открытки с Днем рождения. Коллекция 
• Торговые советники FOREX (торговые роботы) 
• Мамины сказки: Доброта. Как воспитать ребенка добрым 
• Сказки дядюшки Римуса (аудиокнига, mp3) 
• Macromedia Flash Professional 8 на примерах (2006) 
• Флеш-открытки к женскому дню 8 Марта. Коллекция 
• Коллекция флеш-открыток о любви 
• Мамины сказки: Ваш ребенок - лидер. Как воспитать ребенка лидером 
• Мамины сказки: Антикапризин. Сказки для исцеления от капризов 
• Восточные сладости (2002) 
• Флеш-открытки. Новый год и Рождество. Большая коллекция 
• Macromedia Flash 8 для начинающих (видео-курс) 
• Азбука вежливости (1984) 
• Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель (2007) 
• Вниз по волшебной реке (1992)