Наталия Валентиновна Будур
Полная энциклопедия женских рукоделий (в двух томах)
Примеры текста и иллюстраций из книги
СОДЕРЖАНИЕ
Том 1
Наталия Будур. К читателю ....9
Основы цветоведения ....14
Символы и эмблемы, встречающиеся в рукодельных работах ....19
Шитье на руках
Общие замечания ....27
Стежки и швы ....31
Шов вперед иголку ....31
Шов за иголку ....31
Рубец ....32
Соединительные швы через край ....34
Двойной шов ....37
Сборки и складки ....38
Сборки «смок» ....39
Оторачивание, обметывание петель, пришивание пуговиц ....42
Украшающие швы ....47
Русский шов ....47
Орнамент на белье ....47
Атласная и узорная штопка. Заплаты
Общие замечания ....51
Разные способы штопки ....53
Плотная штопка ....53
Атласная штопка ....54
Узорная штопка ....55
Незаметная штопка ....56
Заплаты ....57
Шитье гладью или вышивка по полотну и батисту
Общие замечания ....63
Различные виды швов и фестонов ....66
Буквы и монограммы, виньетки и вензеля ....74
Короны ....89
Буквы и монограммы, вышитые швом фантазия ....90
Алфавит сутажем ....93
Русские буквы и монограммы ....95
Узоры вышивки гладью ....97
Шитье ренессанс ....100
Вышивка ришелье ....101
Венецианское шитье ....102
Русская вышивка гладью ....106
Рисунки для вышивки гладью ....110
Картины с буквами ....110
Отдельные элементы вышивки ....112
Узоры для скатерти ....116
Узоры для накидок на пианино ....124
Воротнички ....126
Рисунки для передничка и салфеток, исполняемые стебельчатым швом ....128
Рисунки для вышивки ришелье ....130
Крестильный гарнитур для ребенка ....130
Рамка для фотографии ....142
Вышивка по полотну
Общие замечания ....145
Вышивка крестиком ....149
Узоры для вышивки крестиком ....162
Рисунки для вышивок в русском стиле ....171
Другие виды вышивок по полотну ....174
Вышивки по полотну по нарисованному узору ....182
Узоры ....185
Тамбурное шитье в пяльцах ....196
Общие указания ....196
Узоры для вышивки сутажем и гладью по полотну ....198
Мальтийский шов ....203
Вышивка по шелку и бархату
Общие замечания ....209
Виды вышивки и узоры ....211
Живопись иголкой ....215
Вышивка узелками ....218
Вышивка тамбурным швом ....219
Восточная гладь ....221
Рисунки для живописи гладью ....225
Шитье золотом
Общие замечания ....233
Разные виды шитья золотом ....237
Китайская гладь ....237
Шитье по фону из шнурочков ....237
Шитье строчкой ....237
Шитье гладко лежащими нитками ....238
Работы фантазия с блестками и канителью ....238
Узоры для шитья золотом ....239
Некоторые вышивки золотом ....250
Вышивание аппликацией или накладное шитье
Общие замечания ....255
Узоры для накладного шитья ....258
Некоторые вышивки аппликацией ....266
Вышивание по канве
Общие замечания ....275
Способы шитья по канве ....275
Вышивание крестом ....278
Вышитые по канве фоны ....290
Выкройки простых рисунков ....299
Более сложные вышивки ....323
Вышивки, представляющие имитацию восточных ковров ....323
Узоры ковров ....330
Вязание на спицах
Общие замечания ....341
Зачин, или образование петель ....343
Зачин накрест ....343
Зачин с вязаными петлями ....345
Зачин с накладыванием ....346
Зачин с «пико» ....347
Петли ....349
Вязание чулок и носков ....354
Материал для чулок ....354
Состав чулка ....354
Пятка ....356
Носок чулка ....360
Детские носки ....362
Вышивка на носках ....363
Штопка вязания ....364
Нитки для штопки чулок ....364
Штопка петель ....364
Штопка петель с лица. Улаживание ниток ....364
Как покрывать основу ....366
Штопка с изнанки на косо натянутой основе ....367
Штопка узора рубчиками на косой основе ....367
Сшивание петель ....368
Плотное узорчатое вязание (фоны) ....369
«Пике» ....369
Английское вязание ....374
Тунисское вязание ....375
Вязание кружев ....383
Вязание вещей для малыша ....391
Модель для одеяла ....391
Детский капор ....398
Шарф ....399
Детские штанишки ....399
Кофточка ....400
Свитер ....401
Вязаная сумка-мешочек ....401
Шапочки и береты ....403
Перчатки и варежки ....405
Норвежские варежки и перчатки ....407
Вязаная юбка ....410
Свитера. Норвежские свитера ....410
Узоры и орнаменты ....411
Узоры двухцветного и многоцветного вязания ....412
Норвежские свитера ....414
Узоры и орнаменты ....428
Вязание картин и фигур ....432
Вышивка на вязаных изделиях ....438
Вязание крючком или тамбуром
Общие замечания ....445
О видах вязания крючком ....447
Положение рук и воздушные петли ....448
Столбики ....452
Рельефное вязание ....457
«Пико» ....461
Подражание другим видам рукоделий ....465
Боснийское вязание крючком ....466
Различные геометрическим фигуры тамбуром ....468
Тунисское вязание крючком ....471
Изделия для малыша, выполненные крючком ....474
Модель одеяла из квадратов с цветными мушками ....474
Модель одеяла из полос ....475
Пинетки для малыша ....478
Пинетки тунисским вязанием ....478
Кофточка для малыша до 1 года ....479
Платьица для маленьких девочек ....481
Шали ....482
Шапочки и береты ....485
Вязание крючком на вилке. Кружево ....488
Принадлежности для работы ....488
Нитки ....488
Петли ....489
Кружево ....489
Кружево с тесьмой ....493
Узоры для вязания крючком ....499
Имитация старинных кружев ....516
Изделия, связанные крючком ....532
Фриволите
Общие замечания ....567
Первые приемы фриволите ....569
Узлы, или Двойные петли. Первое положение рук ....569
Второе и третье положение рук ....570
Четвертое положение рук ....571
Пятое положение рук ....572
Положение рук для образования «пико» ....572
«Пико» открытое и закрытое ....573
Способ связания посредством «пико» ....574
Кружево и прошивки из фриволите ....576
Изделия из фриволите ....584
Том 2
Наталия Будур. К читателю
Макраме
Общие замечания ....11
Первые приемы работы макраме ....14
Образование узлов ....14
Цепочки ....25
Бахрома макраме ....27
Узоры из макраме ....41
Изделия в технике макраме ....59
Кулоны ....59
Кашпо ....60
Гамак ....62
Другие изделия в технике макраме ....63
Филе
Общие замечания ....71
Первые приемы филе ....74
Петли филе ....74
Узорчатый филейный фон ....77
Квадраты и полосы из филе ....80
Филе-гипюр ....84
Общие замечания ....84
Металлическая рама для вышивания филе ....84
Иголки, нитки ....85
Виды швов филе-гипюра ....86
Фоны и изделия из филе из ниток разной толщины ....99
Вышивки на ласи ....115
Общие замечания ....115
Нитки ....115
Виды штопального шва ....121
Узоры филе и филе-гипюра ....123
Шитье строчкой, или Ажур по полотну
Общие замечания ....147
Виды строчек ....149
Простая мережка ....152
Строчка коробочкой, или Мережка ....152
Вырезка нитей на углах и обшивка их ....165
Малороссийская строчка: «мережка» и «прутик» ....168
Общие замечания ....168
Двухсторонняя строчка и обметывание краев ....171
Образчики двухсторонней строчки, или ажура (фоны) ....173
Некоторые изделия в технике шитья строчкой ....187
Вышитые кружева
Общие замечания ....195
Швы ....198
Настилка ....198
Ажурные фоны ....203
Ажурный фон с фигурами накидными стежками (смешанные швы) ....209
Кружева на тонкой прозрачной ткани ....215
Кружева по тюлю ....219
Общие замечания ....219
Нитки ....219
Подготовительная работа ....220
Ажуры по тюлю ....220
Прошивка из ласе по тюлю ....226
Штопка тюля ....226
Испанские кружева. Вышивка металлическими и шелковыми нитками ....234
Нитки ....234
Еще один узор вышитого кружева ....240
Кружева иголкой
Общие замечания ....243
Стежки и швы ....247
Изготовление кружев ....275
Шитье из тесьмы ....289
Изделия с кружевами ....292
Кружева, плетеные на коклюшках
Общие замечания ....297
Первые приемы плетения ....305
Положение и движение рук ....305
Отдельные части кружев ....307
Кружева ....310
Тесьма на коклюшках и кружева из тесьмы ....335
Узоры русских кружев ....340
Бисер
Общие замечания ....343
Из истории бисера ....343
Материалы, инструменты и приспособления ....345
Составление узоров ....346
Бисер в старинном рукоделии ....347
Вышивание бусами, бисером и стеклярусом ....366
Общие замечания ....366
Техника вышивания ....368
Изделия, вышитые бисером ....370
Вязание ....377
Общие замечания ....377
Изделия, вязаные из бисера ....378
Тканые изделия ....380
Общие замечания ....380
Тканые изделия ....382
Рисунки орнаментов для тканых изделий ....384
Плетение ....388
Плетение косичек ....388
Другие техники плетения ....391
Фантазийное плетение ....391
Низание в одну нить ....393
Общие замечания ....393
Бусы и цепочки в одну нить ....393
Мозаичные изделия ....400
Элементы ожерелий ....401
Другие виды подвесок ....403
Низание в две нити ....404
Цепочки в две нити ....404
Цепочки в крестик ....405
Мозаика в две нитки ....407
Ажурные цепочки ....408
Изготовление букетов из бисера ....410
Рисунки старинных бисерных украшений ....411
Бисер в женском русском народном костюме ....423
Общие замечания ....423
Головные уборы ....424
Шейные украшения: воротники и ожерелья ....425
Герданы ....430
Жгуты, или Шнуры витые ....435
Браслеты ....439
Серьги ....440
Церковный бисер ....442
Крестьянские нагрудные украшения с крестом ....442
Четки ....443
Пасхальные яйца ....443
Отделка работ
Общие замечания ....447
Рубцы ....448
Общие замечания ....448
Способ образования углов ....448
Подкладка и натягивание вышивки на раму ....452
Шнуры ....453
Общие замечания ....453
Способ изготовления шнуров ....454
Тесьма ....459
Общие замечания ....459
Способ скрепления тесьмы ....461
Образование углов ....461
Бахрома ....462
Общие замечания ....462
Заделывание углов ....465
Помпоны ....474
Кисти ....476
Общие замечания ....476
Отделка из кружев ....482
Общие замечания ....482
Составление углов ....482
Технические указания
Общие замечания ....485
Копирование рисунка ....486
Способ приготовления клея для вышивок и аппликаций ....495
Разглаживание новых работ ....496
Уход за кружевами ....497
Как стирать цветные вышивки ....500
Приложения
Символика цветов и красок в XIX веке ....503
И. Герасимов. Способ вышивания по канве ....519
Л. Беляева. Русское бисерное шитье ....526
Рисунки для вышивок по канве и бисером ....531
Вышитые рождественские открытки ....554
Рисунки для детских ковриков (аппликация) ....556
Вышивка рафией ....558
Разрисовка тканей ....560
Разрисовка тканей красками ....560
Разрисовка тканей ляписом ....561
Ватное одеяло ....562
Лоскутное одеяло ....565
Искусственные цветы ....566
Цветы из лент и тканей ....566
Роза ....567
Декоративные цветы для вязаных изделий ....568
Домашние туфли без колодки ....571
Использованная и рекомендуемая литература ....572
Укрепление нитки подле ушка

Если нитка не длинна, но ее не хотят еще менять, то можно закрепить ее петлей у самого ушка иголки.
Что касается узлов, о какой бы работе ни шла речь, они должны быть почти незаметны, хотя и завязаны прочно.
Не все равно также, какой конец нитки продет в иголку. Продевать надо непременно тот конец, который отрезали от катушки. Если продевать обратным концом, нитка косматится и теряет блеск.
Что касается узлов, о какой бы работе ни шла речь, они должны быть почти незаметны, хотя и завязаны прочно.
Не все равно также, какой конец нитки продет в иголку. Продевать надо непременно тот конец, который отрезали от катушки. Если продевать обратным концом, нитка косматится и теряет блеск.
Шитье ренессанс

Название ренессанс применяется к вышивке, отдельные фигуры которой соединены перекладинками (или уздечками) без «пико». Это шитье очень похоже на венецианское, но исполнение его менее сложное.
Фестонный шов контуров делается по обметке в один ряд и везде одинаковой ширины, исключая внешний край, где его можно сделать пошире (рис. 147).
Фестонный шов контуров делается по обметке в один ряд и везде одинаковой ширины, исключая внешний край, где его можно сделать пошире (рис. 147).
Птица. Вышивка в средневековом стиле

В средние века в Южной Германии и Швейцарии был распространен особый шов, состоявший из длинных стежков (лансе), перевитых другой ниткой. Этим швом вышивали фигуры людей, животных, библейских птиц. Такая вышивка встречается больше всего на занавесках.
На белом или суровом полотне рисунок мало выделялся и выступал ясно только против света. Очень выигрывала вышивка, окруженная богатым орнаментом в римском стиле. В настоящее время эта вышивка употребляется для панно, скатертей на столы в столовых и на верандах.
Самый шов — толстыми и мягкими нитками — делается в два приема. Одна нитка настилается по контуру, другая (обратная) перевивает ее, захватывая чуть заметными стежками материю.
На белом или суровом полотне рисунок мало выделялся и выступал ясно только против света. Очень выигрывала вышивка, окруженная богатым орнаментом в римском стиле. В настоящее время эта вышивка употребляется для панно, скатертей на столы в столовых и на верандах.
Самый шов — толстыми и мягкими нитками — делается в два приема. Одна нитка настилается по контуру, другая (обратная) перевивает ее, захватывая чуть заметными стежками материю.

На рисунке 247 нитка сделана двух цветов, чтобы виднее был ход работы. Первая нить, натянутая, — светлая; обратная нить, захватывающая материю, — темная. Обратная нить не должна никогда доходить до контуров фигуры. Когда стежки кончены, натягивают вторую нить, закрепляют ее опять несколькими косыми стежками и т. д. — до окончания фигуры.
В широких местах, таких как грудь, крылья, можно делать стежки длинные. На голове и ногах стежки короткие.
В широких местах, таких как грудь, крылья, можно делать стежки длинные. На голове и ногах стежки короткие.
Вышивка золотом в России
«Одним из видов вышивки, — читаем в книге «Народные художественные промыслы», — издавна процветавшим в русских городах и монастырях, было золотое шитье. Шитые золотом и шелками пелены и плащаницы XVI — XVII веков не уступают по своим художественным достоинствам многим прославленным произведениям русских иконописцев. Контуры их рисунков делали художники-знаменщики, а разработку разнообразных швов выполняли замечательные русские вышивальщицы. Роскошные орнаментальные композиции, шитые золотом, унизанные жемчугом и драгоценными камнями, украшали оплечья и поручи церковных облачений, царских и боярских одежд. Источником вдохновения для русских мастериц, создававших эти вышивки, служили узоры драгоценных западных и восточных тканей, широким потоком ввозившихся на Русь. Мотивы их орнамента нередко переплетались в работах золотошвей с иконными мотивами русского народного искусства: солнце и древо жизни с сидящими на его ветвях птицами.
Наряду с золотым шитьем дорогие парадные одежды украшали кружевом, плетеным из золотых и серебряных ниток. В начале оно было привозным. В XVII веке подобные кружева стали плести и на Руси.
После петровских реформ металлическое кружева и золотное шитье играли большую роль в богатом убранстве праздничного костюма (сарафана с душегреей, кокошником), которые носили горожанки, а также крестьянки в северных и центральных областях России.
В золотном шитье, которым украшали преимущественно головные уборы, продолжали жить традиции золотошвейного искусства, предшествующего столетия с характерным для того времени пышным растительным барочным орнаментом».
Наряду с золотым шитьем дорогие парадные одежды украшали кружевом, плетеным из золотых и серебряных ниток. В начале оно было привозным. В XVII веке подобные кружева стали плести и на Руси.
После петровских реформ металлическое кружева и золотное шитье играли большую роль в богатом убранстве праздничного костюма (сарафана с душегреей, кокошником), которые носили горожанки, а также крестьянки в северных и центральных областях России.
В золотном шитье, которым украшали преимущественно головные уборы, продолжали жить традиции золотошвейного искусства, предшествующего столетия с характерным для того времени пышным растительным барочным орнаментом».


Рисунок для вышивки по канве. XX в.
Штопка петель с лица
Штопка на горизонтально натянутой основе
Натяните на работу с изнанки нитку в горизонтальном направлении в каждом ряду петель, которые следует заменить. Когда эта основа будет готова, пропустите иглу на лицо около ближайшей петли с левой крепкой стороны. Затем, направляясь вниз, захватите ближайшую горизонтальную нитку снизу вверх так, чтобы та нитка, которой вы штопаете, приходилась с левой стороны иглы, и покройте таким манером все натянутые вами нитки.
Когда вы захватили последнюю нить, пропустите иглу сверху вниз, слева от ближайшей петли, и выпустите ее вправо от той петли, через которую пропустили ее.
Чтобы сделать, поднимаясь, вторые половины петель, нитку кладут опять слева от иглы (рис. 413). Дойдя до последней нитки, впустите иглу в петлю, из которой она вышла, и переведите нитку на одну петлю вправо, чтобы начинать третий полуряд.
Когда вы захватили последнюю нить, пропустите иглу сверху вниз, слева от ближайшей петли, и выпустите ее вправо от той петли, через которую пропустили ее.
Чтобы сделать, поднимаясь, вторые половины петель, нитку кладут опять слева от иглы (рис. 413). Дойдя до последней нитки, впустите иглу в петлю, из которой она вышла, и переведите нитку на одну петлю вправо, чтобы начинать третий полуряд.


Норвежские варежки и перчатки

Тесьма, плетеная на коклюшках для макраме

Коклюшка для макраме. Натуральная величина

Букет. Вышивка бисером. 1840-е гг.

Букет. Рисунок для вышивания бисером и по канве.
Первая половина XIX в. Из личной коллекции И. Сусловой

Придворное платье. Шитье золотом. XIX в.

Бальное платье. Аппликация.
Первая половина XIX в.

Шитье гладью. XIX в.

Норвежские свитера У. С. Дале. 60-е гг. XX в.

Свитер с оленем и эскимосский свитер У. С. Дале. 70-е гг. XX в.
Перейти на страницу скачивания книги: Будур Н.В. - Полная энциклопедия женских рукоделий